Аcademy of business administrationИнститут менеджмента и рынка

Глобальная логистика

Одним из наиболее важных феноменов XX века

стала международная экспансия промышленности.

В настоящее время фактически все крупные компании

заметно участвуют в бизнесе за пределами своей страны.

Леонтиадес


ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

       Логистика становится международной тогда, когда цепи поставок пересекают национальные границы



Логистика и экономика

В основе международной торговли лежит понимание, что организация может покупать продукты у поставщика в одной стране, использовать логистику для их перемещения, а затем продавать их с прибылью клиенту в другой стране. Более совершенные коммуникации, транспорт, финансовые схемы, торговые соглашения и т.д. означают, что организации ищут
в пределах всего земного шара лучшие варианты для проведения своих операций. В связи с этим международная логистика перемещает обрабатываемые материалы по все более длинным и сложным цепям поставок.

Международная торговля не обязательно ведет к созданию международных компаний. Если организация начинает работать в новой стране, она может осуществлять контроль над операциями, действуя из своей прежней штаб-квартиры и предоставляя местным структурам очень небольшую автономию. Однако это негибкий вариант.

Другой вариант – передавать право на принятие решений. В этом случае организация может стать:

· международной (сохраняя штаб-квартиру в своей стране и управляя основными видами деятельности оттуда);

· мультинациональной (открыв дочерние штаб-квартиры по всему миру, чтобы каждый регион действовал в основном независимо);

· глобальной (когда весь мир рассматривается как единый, интегрированный рынок).


Один из факторов, важных для логистики, – экономическая мощь региона. Более сильная экономика:

· перемещает больше материалов, поскольку может позволить себе потреблять больше продуктов;

· имеет более эффективную логистику благодаря более совершенной инфраструктуре, применяемым системам и вспомогательным структурам.

Процветание региона способствует эффективности логистики, но это процесс взаимный, и эффективная логистика может существенно способствовать развитию региона. Помимо того, что она обеспечивает более высокую занятость населения, хорошая логистика может стимулировать экономический рост. Аргументация здесь такова: более низкие затраты на логистику сокращают расходы на доставку продуктов и тем самым поощряют продажи, стимулируют торговлю, способствуют открытию новых рынков, помогают ликвидировать местные монополии, усиливают конкуренцию и в целом поощряют ведение бизнеса. Этот эффект отметил еще Адам Смит, писавший в 1776 г.: «Дороги, каналы и судоходные реки – это самые сильные факторы, способствующие улучшениям».

Факторы, стимулирующие международную торговлю

Правительства стран оказывают всестороннюю поддержку развитию торговли. За долгие годы представители органов власти подписали множество международных соглашений о торговле и создали множество организаций (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирную торговую организацию (ВТО)). Кроме того, существенные изменения произошли в области создания зон свободной торговли (Европейского союза (ЕС), Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), свободной зоны Ассоциации государств юго-восточной Азии, ACEAN (ASEAN) и Общего рынка стран Южной Америки (Mercosur)).


Факторы, способствующие международной торговле

¨ Растущий спрос на новых рынках. Все больше регионов мира становятся более благополучными и потребляют все больше продуктов (услуг).

¨ Спрос на иностранные продукты. Люди путешествуют, смотрят телевизор, пользуются интернетом и видят продукты (услуги), доступные в разных частях мира. Поэтому они запрашивают те продукты (услуги), которые национальные организации предоставить им не могут.

¨ Сходство рыночного спроса. Централизованное производство работает только тогда, когда разные рынки готовы принимать одни и те же продукты (услуги) или продукты (услуги) с небольшими изменениями на последнем этапе их доводки.

¨ Устранение торговых барьеров. Одной из основных сил, способствующих глобальной свободной торговле, стало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), считающее, что все его члены одинаковы и именно на этой основе с ними должны строиться экономические отношения.

¨ Экономия на масштабах. В производственных операциях произошли крупные изменения; многие из этих операций зависят от того, насколько стабильно организация может заниматься масштабным производством. Результатом становится централизованное производство, при котором экономия на масштабах позволяет получить более низкие затраты на единицу продукции, что позволяет покрыть любой рост логистических издержек.

¨ Специализированная поддержка. Все чаще организации концентрируются на своих ключевых компетенциях, а остальные виды деятельности передают по аутсорсингу. В результате возникла крупная отрасль специализированных компаний по экспортированию, международным перевозкам, торговым кредитам, обмену валют, таможенной очистке и т.д.

¨ Интеграция цепей поставок. Интеграция работает на обеспе-чение более плавного перемещения продуктов от поставщиков начального уровня до конечных клиентов.

¨ Рост требований к поставщикам. Клиенты высказывают все более высокий спрос и требования к поставщикам: на операции “точно в срок”, комплексное качество, стратегические союзы, массовое производство на заказ и т.д. Местные поставщики не всегда могут удовлетворить такой спрос, и поэтому организации вынуждены расширять масштабы своих поисков, стараясь отыскать лучшие для себя источники ресурсов.

¨ Изменение логистических приемов. Новые разработки в логистике поощряют многие фирмы выходить на новые рынки, где они могут получить высокую прибыль. Сокращение коммерческого риска отсрочкой выполнения конечных операций до выпуска продуктов позволяет провести их доводку в конечных звеньях цепей поставок, что обеспечивает более гибкое реагирование на спрос клиентов.

¨ Улучшение коммуникаций с клиентами. Современные каналы коммуникаций помогают клиентам лучше разбираться в продуктах, изготовляемых за пределами их регионов. Это стимулирует спрос на новых рынках, повышает узнаваемость торговых марок и поощряет сходство вкусов и спроса на определенные продукты.

¨ Совершенствование коммуникаций в бизнесе. Новые разработки в информационных системах фундаментально изменили характер работы многих организаций и позволяют осуществлять операции более гибко, в том числе эффективнее решать логистические задачи в конкретных регионах.

Интегрирование цепей поставок

· Логистические виды деятельности выполняются согласованно – в виде единой функции;

·Логистика отвечает за все виды хранения и перемещения материалов через фирму;

·Возникающие логистические проблемы решаются в интересах всей фирмы с целью достижения общей выгоды.

Этапы интегрирования:

1.Отдельным логистическим функциям не уделяется должного внимания или они не считаются достаточно важными.

2.Понимание, что отдельные логистические виды деятельности важны для достижения успеха фирмы.

3.Совершенствование отдельных функций, чтобы каждая из них была максимально эффективной.

4.Внутренняя интеграция: признание выгод от внутренней кооперации и объединение отдельных функций в одну.

5.Разработка логистических стратегий, формирование долгосрочной ориентации логистики.

6. Использование лучших образцов: сопоставление показателей работы логистики с аналогичными результатами других фирм, изучение их опыта, выявление участков, на которых требуется провести совершенствование.

7. Непрерывное совершенствование: понимание, что дальнейшие изменения неизбежны, поэтому необходим постоянный поиск более совершенных способов выполнения логистической функции.

К 4-му этапу фирма уже имеет интегрированную логистику, а последующие три этапа показывают, каким образом она может совершенствоваться. На 5-м этапе подчеркивается необходимость стратегического подхода, на 6-м этапе происходит анализ деятельности других фирм, что позволяет провести сравнение и усвоить чужой опыт, на 7-м этапе признается, что логистика должна совершенствоваться постоянно.

После создания эффективной, интегрированной и стратегической логистики фирма должна заниматься интегрированием логистическойдеятельности в границах всей цепи поставок.


Проблемы международной логистики

Различия в логистике

Международная логистика отличается от национальной, и ее нельзя рассматривать просто как перемещение одних и тех же видов деятельности в другое место. Наиболее общие отличия:

  • международная торговля связана с более крупными объемами заказов, что позволяет компенсировать более высокие затраты на перевозку;
  • для международных рынков характерна большая степень неопределенности, более широкие колебания спроса и значимость любого из этих рынков;
  • малый опыт работы организаций в области международной логистики;
  • больше посредников – грузовых экспедиторов и таможенных агентов;
  • наличие посредников и большие расстояния затрудняют установление тесных рабочих отношений с конечными клиентами;
  • из-за больших расстояний и различий в культуре коммуникации более трудны;
  • условия торговли меняются, в отдельных случаях могут стать вообще незнакомыми;
  • финансовые соглашения могут быть менее определенными;
  • документация более сложная.

Проблемы в области торговли

Административные трудности – это только один тип проблем, возникающих в международной торговле. Когда Европейский союз переходил к единому рынку, его специалисты указывали на три типа барьеров:

¨ физические (контроль на границах и таможенные формальности);

¨ технические (разные стандарты по здравоохранению или вопросам безопасности);

¨ фискальные (разные ставки налога на добавленную стоимость или акцизы).


Факторы, влияющие на международную логистику

  • Политические и правовые системыТип правления и законы в разных странах определяют и общие условия ведения бизнеса.
  • Экономические условияПолитические системы непосредственно влияют на экономику, и существует большая разница в уровне процветания стран, доходах населения и привычках людей расходовать деньги.
  • КонкуренцияОна варьируется от очень острой, обусловленной в некоторых странах запросами рынка, до полного ее отсутствия в других странах из-за государственной монополии.
  • Доступная технологияЭлектронная коммерция, эффективное реагирование на запросы клиентов, определение места нахождения грузов с помощью спутников или навигационных систем, отслеживание маршрутов в режиме реального времени, использование комплексных коммуникационных систем требуют от логистических компаний использования самых современных технологий.
  • Социальные системы и культураОбычно легче торговать 
    с тем, у кого такая же культура, привычки, ожидания и т.д. Даже языковые различия создают проблемы.
  • ФинансыСуществует множество финансовых факторов, требующих учета. Некоторые страны не позволяют вывозить свою валюту из страны, стоимость других валют меняется в широких пределах или очень быстро снижается, некоторые банковские системы неэффективны, в отдельных случаях затруднен обмен валют и т.д. Другой тип проблем связан 
    с таможенными пошлинами и тарифами на продукты, поступающие в страну.
  • ГеографияОбычно транспортным средствам гораздо легче перемещаться по прямой и по ровной местности. К физическим барьерам, затрудняющим перевозку, относятся моря, горные массивы, пустыни, джунгли, реки, города, национальные парки и т.д.



Д. Уотерс